Расчет НДС для расходов на рекламу

Внимание!
С 2025 года при расчете налога на прибыль также не учитываются расходы рекламодателей на распространение рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», если (п. 44 ст. 270 НК РФ):
— информация о такой рекламе не была представлена в Роскомнадзор в порядке, установленном ст. 18.1 Закона N 38-Ф3;
— реклама была распространена на информационном ресурсе в сети «Интернет», доступ к которому ограничен в соответствии с законодательством РФ;
— реклама была распространена на информационном ресурсе иностранного лица, осуществляющего деятельность в сети «Интернет» на территории РФ, не исполнившего требования, запреты и ограничения, предусмотренные Федеральным законом от 01.07.2021 N 236-Ф3.
Пункт 4. Ст. 264 Налогового кодекса РФ разделяет расходы на рекламу в организации на ненормируемые и нормируемые.
Ненормируемый рекламный расход и его список является закрытым и признается налогоплательщиком в размере фактических затрат.
1. Реклама в СМИ (объявление в печати, радио и телеэфир) и распространение через телекоммуникационные сети.
2. Размещение световой и наружной рекламы, включая стенды и щиты.
3. Участие в ярмарках, выставках, экспозициях, оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов.
4. Изготовление рекламных брошюр и каталогов с информацией о товарах, работах, оказываемых услуг, товарных знаков и информацию о самой организации. К этому пункту относятся и затраты на буклеты, лифлеты, флаеры и т.п. (письма Минфина России от 21.05.2010 N 03-03-06/2/93, от 06.12.2006 N 03-03-04/2/254, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 13.01.2005 N A43-1729/2004-32-152
5. Уценка товаров, потерявших свой вид при экспонировании.
Нормируемые затраты на рекламу для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ. Это расходы на:
1.Изготовление или приобретение призов победителям розыгрышей во время рекламной кампании. (письмо Минфина России от 13.05.2016 N 03-04-06/27433);
2. иные виды рекламы, не указанные в предыдущих пунктах.
Перечень нормируемых рекламных расходов является открытым и при начислении налога на прибыль в составе рекламных расходов могут учитываться соответствующие понятию расходов на рекламу затраты, которые прямо в НК РФ не указаны.
Если расходы на рекламы организации превышают установленный законодателями предел, то для целей налогообложения прибыли сверхнормативные рекламные расходы в целях налогообложения прибыли не учитываются, согласно п.44 ст. 270 НК РФ.
Рассчитывать предельный размер нормируемых рекламных расходов следует из выручки от реализации без учета НДС и акцизов ( Письмо Минфина от 07.06.2005 №03-03-01-04/1/310), поскольку на основании п.1 ст.249 и пп.2 п. 1 ст. 248 НК РФ вырочка от реализации товаров и услуг, признается доходом от реализации, за исключением суммы налогов, предъявленных в соответствии с НК РФ налогоплательщиком покупателю, а также сумм турналога.
Выручка от реализации товара определяется нарастающим итогом с начала налогового периода. Следовательно, норматив рекламных расходов меняется.
Сверхнормативные рекламные расходы, не учтенные при исчислении налога на прибыль в отчетном периоде, могут быть учтены им соответствующим образом в последующих отчетных периодах календарного года (письмо Минфина от 06.11.2009 №0307-11/285)
Не принятая сумма НДС к вычету по итогам года по сверхнормативным рекламным расходам не учитывается при определении налоговой базы по налогу на прибыль на основании п.44 ст. 270, п.1 ст. 170 НК РФ).
Расходы на рекламные мероприятия, проведенные с нарушением требования Федерального Закона №38, могут быть учтены в целях налогообложения прибыли, если такие затраты являются экономически оправданными и связанными с предпринимательской деятельностью, имеющей своей целью получения прибыли, а также документально подтверждены. (Постановление АС Московского округа от 25.02.2015 N Ф05-621/15, письмо Минфина России от 22.05.2024 N 03-03-06/1/47275).
НДС
Объектом налогообложения по НДС считаются операции по продаже товаров (работ, услуг) на территории России, как на возмездной, так и на безвозмездной основе (пункт 1 статьи 146 НК РФ). Передача товаров в рекламных целях также подлежит налогообложению, за исключением случаев, когда стоимость единицы товара не превышает 300 рублей (до 31.08.2023 — 100 рублей) (подпункт 25 пункта 3 статьи 149 НК РФ). Сумма НДС, указанная поставщиком, должна быть включена в стоимость этих товаров (статья 170 НК РФ).
Если товары были изначально приобретены для операций, облагаемых НДС, а затем переданы в качестве рекламных, то суммы НДС, уплаченные поставщикам, могут быть вычтены на общих основаниях (пункт 2 статьи 171 НК РФ). Однако, если такие товары впоследствии используются для операций, не подлежащих налогообложению, суммы НДС подлежат восстановлению (подпункт 2 пункта 3 статьи 170 НК РФ). Суммы налога, которые необходимо восстановить, учитываются в категории прочих расходов согласно статье 264 Налогового кодекса, не включаются в стоимость соответствующих товаров. Передача товаров в рамках рекламной акции, если их стоимость превышает 300 рублей, подлежит налогообложению НДС (пункт 1 статьи 146 НК РФ, письма Минфина России от 22.09.2006 N 03-04-11/178, от 08.12.2009 N 03-03-06/1/792, от 11.02.2005 N 03-04-11/30). Налоговая база по НДС определяется на основе рыночной стоимости переданных товаров (пункт 2 статьи 154 НК РФ).
Согласно пункту 12 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33, распространение рекламных материалов не может считаться самостоятельным объектом налогообложения, если оно является частью деятельности налогоплательщика по продвижению своих товаров (работ, услуг) для увеличения продаж, и, если эти материалы не соответствуют критериям товара. Таким образом, бесплатная раздача каталогов и брошюр потенциальным покупателям не облагается НДС, независимо от затрат на их создание. При этом налогоплательщики не могут вычитать суммы НДС, уплаченные за такие рекламные материалы (письмо Минфина России от 23.10.2014 N 03-07-11/53626).
Вычет НДС по рекламным расходам, суммы НДС, уплаченные налогоплательщиками за товары (работы, услуги), которые используются в облагаемых НДС операциях, могут быть вычтены после учета этих товаров (работ, услуг) при наличии счета-фактуры от поставщика (пункты 1 и 2 статьи 171, пункт 1 статьи 172 НК РФ).
С 1 января 2015 года второй абзац пункта 7 статьи 171 НК РФ утратил силу, и теперь НДС по нормируемым расходам может быть вычтен в полном объеме, указанном продавцом.
Социальная реклама, производимая и распространяемая безвозмездно, не облагается НДС на основании подпункта 32 пункта 3 статьи 149 НК РФ.
— упоминание спонсоров в социальной рекламе на радио – не более 3-х секунд.
— упоминание спонсоров в телепрограмме, кино и видео обслуживании не более 3-х секунд и не более 7% площади кадра.
— В социальной рекламе, распространяемой другими способами на упоминание отведено не более 5% рекламной площади.
Эти требования не распространяются на упоминание в соц. рекламе об органах гос.власти, местного самоуправления, муниципальных органов, о социально ориентированных некоммерческих организациях, а также о физ.лицах, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или нуждающихся в лечении на благотворительной основе. (письмо Минфина России от 28.04.2022 №03-07-11/39228)