Что не так с бухучетом и как его поменяют. Многое зависит от вас

Почему у коллег возникают сложности с бухучетом
С этого года все компании перешли на четыре новых федеральных стандарта: ФСБУ 6/2020 «Основные средства», ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения», ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды» и ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухгалтерском учете». В результате забот у бухгалтеров поприбавилось — теперь им надо уметь дисконтировать, устанавливать ликвидационную стоимость, рассчитывать оценочные обязательства и т. д. А на подходе новые стандарты.
Минфин опубликовал на своем сайте проект стандарта по инвентаризации, здесь тоже без сложностей не обошлось. По оценкам экспертов, он требует доработки, так как не затрагивает острых современных проблем — например, не оговаривает возможность проверки с использованием дистанционных технологий.
Стандартов становится все больше, финансисты стремятся максимально сблизить учет с международными правилами. Бухгалтеры понимают, что в результате бухучет стал излишне сложным.
Фрагменты из писем подписчиков
Неоправданные трудозатраты. Новые ФСБУ, разработанные на основе МСФО, требуют от компаний сложных расчетов, прогнозов и оценок. Необходимость оценок и расчетов объясняют тем, что нужно дать в отчетности полезную информацию собственникам и инвесторам.
Между тем инвесторов в малых и средних предприятиях обычно нет. А директорам и собственникам вряд ли нужны эти оценки.В результате основными пользователями отчетности большинства компаний являются ФНС и банкиры. Но им нужны реальные данные, а не субъективные показатели.
Малым и средним предприятиям сложно обеспечить оценки и прогнозы, которые требуют ФСБУ. А в результате скрупулезное выполнение новых сложных правил для небольших компаний — это лишние трудозатраты. Увеличивать штат из-за новых стандартов руководители вряд ли будут. Тем более в условиях кризиса.
Нет четких правил. Минус ФСБУ и в том, что нет четких правил по учету для конкретных ситуаций. Считается, что бухгалтер должен самостоятельно формировать профессиональное суждение. Но это делает бухучет и отчетность субъективными. Например, в ФСБУ 25/2018 «Учет аренды» не раскрыт порядок определения процентной ставки для дисконтирования арендных платежей и срока полезного использования права пользования активом по договорам аренды с пролонгацией. Коллеги сетуют, что Минфин не дает ясных разъяснений и часто обходится общими фразами.
Подвох в том, что у финансистов и нет такой обязанности: в их регламенте отмечено, что ведомство не разъясняет:
• законодательство РФ, практику его применения;
• практику применения приказов Министерства;
• толкование норм, терминов и понятий по обращениям.
Норма четко прописана в пунк¬те 11.8 Регламента (утв. приказом Минфина от 14.09.2018 № 194н).
Вопросы возникают и в тех ситуациях, для которых правила стандартами определены. Далеко не всегда понятна логика чиновников. Пример тому — правила учета форменной и специальной одежды.Еще больше разниц в налоговом и бухгалтерском учете. Правила ФСБУ от налогового учета сильно отличаются. Это приводит к тому, что использовать данные бух¬учета для расчета налогов нельзя. При анализе компании у налоговиков возникают лишние вопросы, и бухгалтерам приходится тратить время еще и на дополнительные пояснения.Как можно исправить ситуацию
Действительно, ситуация с бухгалтерским учетом непростая, но не безнадежная.

Сейчас компаниям даже с небольшой выручкой, но с численностью более 100 человек приходится вести учет по стандартам наравне с крупными. Мы предлагаем: разрешить применять упрощенные способы бухучета субъектам среднего предпринимательства; снять запрет на упрощенные способы для компаний с обязательным аудитом и др. (ч. 5 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ). Хотя, на наш взгляд, и установленных упрощенных способов в ФСБУ недостаточно. Например, по основным средствам все компании, в том числе малые, должны определять ликвидационную стоимость (п. 30 ФСБУ 6/2020). Нельзя применять упрощенный способ учета аренды, если компания сдает объект в субаренду (п. 12 ФСБУ 25/2018). Как вариант можно установить упрощенные стандарты, например, основанные на привычных ПБУ (основные средства, нематериальные активы и т. д.) или налоговом учете. Нужны простые и четкие правила учета.
Есть также предложения сделать Закон о бухучете актом прямого действия, как Налоговый кодекс, и закрепить правила учета в законе, а не в ФСБУ. Утверждать их будут не финансисты, а законодатели.
Больные вопросы для бухгалтеров сейчас находятся в стадии обсуждения. У вас еще есть возможность высказать свое мнение и внести собственный вклад в развитие бухгалтерского учета. Переходите по ссылке dobro.glavbukh.ru/402fz и отвечайте на вопросы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *